Жизнь после смерти ?...
И как человекам положено
однажды умереть, а потом суд…
(Послание к Евреям 9:27).
Часть 12-й главы из книги Флоренс Бюли
"У заблуждения много лиц". (С) 1983, 1989
by Florence Bulle. Originally published in English under
the title 'The Many Faces of Deception', published by
Bethany House Publishers, MN 55438, USA. Copyright (c)
1994 for the Russian edition by Operation Mobilisation.
Что происходит после нашей смерти?
Одно дело читать предостережения Павла о том, что Дьявол
принимает вид ангела света. Совсем другое дело видеть
собственными глазами, как Дьявол играет эту роль. Чаще
всего он показывает себя через своих слуг, мужчин и
женщин, которые "принимают вид служителей правды"
и "Апостолов Христовых" (2 Коринф. 11:15,
13.) Очень редко он появляется как существо, несущее
свет. Но он может и это. Я знаю.
Это произошло, когда мы с мужем были студентами библейской
школы. К концу подходил первый год. У нас уже было трое
детей, и мы должны были переехать в общежитие. Сложности,
появившиеся в результате всего этого, оказались выше
наших сил: трудности в школе, трудности на работе, трудности
в семье, потому что школьная система была не подготовлена
для семейных студентов. Конечно же и Дьявол "помог",
усиливая и нагнетая обстановку.
Но что я могла поделать? Наша жизнь сильно зависела
от решений других, решений, которые часто выводили меня
из себя. И так мы должны провести три года? Но мы не
сможем, ведь у нас есть семья! Почему же люди этого
не понимают? Почему никому нет до нас дела?
Чем больше я билась над этими вопросами и пыталась
справиться с детскими чувствами неуверенности и неприятия,
тем больше я погружалась в темные страхи, чувство безнадежности
и отчаяния. Я знала, что, только поделившись этой болью
и замешательством с Господом и примирившись с тем, чего
я не могла изменить, я могла найти путь из этой мглы.
Но я сама загнала себя в угол и продолжала бороться
с тем, что причиняло вред нашей семье. А тьма все надвигалась
на меня, пока я не остановилась на самом краю пропасти.
Однажды ночью, устав от умственного и эмоционального
горя и отчаяния, я выключила свет и сидела одна в темной
комнате. Неожиданно я "увидела" впереди себя
мерцающий свет. Сама я была вне этого света, но там,
где он мерцал, ощущалось тепло, уют, покой. Это удивительное
чувство покоя предлагалось мне чьим-то "присутствием".
Я могла освободиться от мучавших меня мыслей, умственной
депрессии. Я должна была только перестать бороться,
перестать взывать к Богу. Перестать прямо сейчас!
Это не значило *подчиниться Господу*. Скорее наоборот,
это значило отказаться от Бога. Казалось, что в течение
одной секунды я могла сделать выбор, который немедленно
и навсегда освободил бы меня от пытки, от депрессии,
от тьмы.
Нет слов, чтобы описать притягательность того света
и облегчения, которое он предлагал. Все происходило
слишком быстро.
Я так устала... Так устала от борьбы... Свет обещал
мне отдых... отдых, мне нужно отдохнуть...
И вдруг мои мысли прервались, и я услышала предостережение
Бога: "Он приходит как ангел света".
Сатана! Ну, конечно! Это Сатана пришел как ангел света.
Я отреагировала очень быстро. "Иисус, защити меня
Своей кровью... во имя Иисуса, Сатана, убирайся!"
После этого он исчез.
Некоторое время я сидела в оцепенении. Я не столько
испугалась, сколько удивилась виду Сатаны. Я никогда
не думала, что он может предложить уют, свет и покой
и сделать эту подделку настолько реальной, настолько
желаемой. Для того, кто не был христианином, возможно,
но не для меня.
За вратами смерти...
Я всегда испытываю немного гордости, когда Бог обращает
один из трюков Врага нам на благо. Именно это Он сделал
для меня. Он превратил светлую иллюзию Сатаны в озарение.
Это произошло примерно за 15 лет до того, как я прочла
в Reader's Digest о книге доктора Раймонда А. Моуди,
Дж. Бат "Жизнь после жизни". Познакомившись
с подделками Сатаны, мне легче было почувствовать обман.
В какой-то момент я ошиблась и неправильно поняла происхождение
света. Я уже увидела, как Князь Тьмы играл эту роль.
Однако других могли увлечь эти "новые представления".
Меня тревожила эта мысль. Сколько людей поверят в эту
ложь, что жизнь после смерти выглядит именно так, одинаково
приятная для святого и нераскаявшегося грешника. Тогда
о чем же волноваться? Они поверят, поверят и попадут
в ад.
Как и следовало ожидать, христиане в скором времени
стали спорить об этой книге. Но чего я никак не могла
ожидать, что многие, очень многие скажут: "Конечно
же, это свет Христа, чей же еще?". И если бы они
открыли свою Библию и внимательно проверили по ней эти
"новые представления", они бы знали, "чей
же еще".
Для тех, кто не знаком с этой книгой, я поясню. Моуди
изучил примерно 150 случаев, когда люди были на грани
смерти или находились в клинической смерти, но после
этого ожили. Несмотря на небольшую разницу, все их рассказы
необычайно похожи. Основываясь на общих чувствах и ощущениях,
Моуди создал "идеальную", или теоретическую,
модель. В основном она заключается в следующем:
Услышав, как его назвали мертвым, пациент чувствует,
как покидает собственное тело, и слышит громкий, раздражающий
звук, проносясь по длинному темному тоннелю. Потом он
начинает смотреть вниз на свое тело, наблюдает за тем,
как его пытаются привести в сознание. Духи умерших родственников
и друзей приходят ему на помощь.
И тут появляется любящий теплый дух - существо света.
Этот дух спрашивает его без слов о том, что он делал
в течение своей жизни, - не для того, чтобы судить,
а просто желая узнать о нем. В то же самое время перед
глазами пациента в одно мгновение проходит вся его жизнь.
Приближаясь к барьеру, он чувствует, что должен вернуться
на землю. "Переполненный сильным чувством радости,
любви, покоя", он не хочет возвращаться, но что-то
тянет его назад, и он снова воссоединяется со своим
физическим телом.
Жизнь многих людей удивительным образом меняется после
этих переживаний. Человек совершенно перестает бояться
смерти. Ему не хватает слов, чтобы описать это событие,
да и другие не верят ему, поэтому он неохотно обсуждает
свои переживания [1].
Продолжая свое изучение, Моуди обнаружил "несколько
новых элементов", о которых он писал в "Размышлениях
о жизни после жизни". Но они встречаются гораздо
реже, нежели те, что описаны выше. А в книге "Свет
вдали" Моуди описывает более любопытные случаи,
которые убедили его в том, что *что-то* покидает тело
по мере приближения конца.
Движение "Нового Времени" (New Age) изобилует
книгами о смерти и посмертных переживаниях. Первоклассной
является книга "Путешествия в другой мир: записи
о предсмертных переживаниях в средние века и в наше
время" (1987) Карол Залески, лектора по религии
в Гарвардском университете. Залески рассматривала то,
как формы культуры и символов влияли на предсмертные
переживания в различные периоды истории. Сравнивая средневековые
и современные записи, она выделила много общего. Но
она обнаружила, что на некоторых различиях сильно сказалось
влияние культуры. Например: "Если проводники в
другой мир в современных предсмертных переживаниях благожелательны
и по-матерински чутки, то средневековые проводники вызывают
дурные предчувствия, при этом они довольно авторитарны:
они четко отражают феодализм" [2]. Залески также
отметила, что своим поведением и манерами дух света
в современных записях больше всего напоминает "психотерапевта
конца XX века" [3]. Именно встреча с этим существом,
духом света, чаще всего описывается в мириадах предсмертных
воспоминаний на протяжении всей истории христианства.
Это доказывает, что именно этот элемент сильнее всего
влияет на человека.
Конечно же, для христиан, размышляющих над этими переживаниями,
это не самый важный элемент. Человек не может принять
информацию, данную этим существом, вместе с выводами,
сделанными людьми, которые описывают эти переживания,
и в то же самое время считать Библию своим авторитетом.
Я бы отказалась от этой идеальной модели, даже если
бы эти существа не были столь подозрительными. Я просто
не могу принять утверждение о том, что все предсмертные
или посмертные переживания настолько блаженны и приятны.
Я не сомневаюсь в том, что люди точно описывают эти
свидетельства, но жизнь научила меня думать по-другому.
Прежде всего, вот что рассказала мне мать. Хоть в то
время она была всего лишь ребенком, она никогда не смогла
забыть ужас от криков умирающего соседа. С каждым вздохом
он умолял отодвинуть его кровать, крича о том, что его
ступни уже лизали языки адского пламени.
Я помню, насколько страшной была смерть брата Мэйси.
Этот старик в течение долгих лет был наставником воскресной
школы маленькой сельской церкви, которую я посещала
еще ребенком.
В моей памяти до сих пор сохранился приземистый лысеющий
человек в черном костюме, смотрящий на меня через круглые
очки в тонкой оправе. А рядом с ним его миниатюрная
жена. Я помню, как из ее прически все время выбивались
седые пряди - казалось, что они протестовали против
пуританской строгости ее черного хлопкового платья с
длинными рукавами, длинная юбка, которая почти всегда
скрывала черные чулки. Несмотря на то, что я была ребенком,
все это производило на меня сильное впечатление. Семейство
Мэйси казалось таким религиозным. В гардеробе этой семьи
только один предмет не был черным; брат Мэйси носил
белую рубашку - без воротничка, конечно же. Носить галстук
было бы грешно.
Но в смерти брата Мэйси не было ничего святого или
возвышенного. Он умер, крича, что проваливается в ад.
Члены церкви онемели. Но когда один из них сказал: "Но
это же невероятно!", моя мать только усмехнулась.
Спустя годы я узнала то, что было ей известно. Сестра
Мэйси рассказала ей незадолго до смерти старика о том,
что козы, которых держал ее муж, были постоянным сексуальным
искушением для него. В определенном смысле строгая одежда
и благочестивые поступки прикрывали гниль внутри него,
с которой он не сумел покончить. В конце концов умирающий
человек увидел, как страшно он обманывал самого себя.
Был случай и в нашей семье. Это была смерть моего дяди,
который всю свою жизнь жил по собственным правилам.
Только серьезные обстоятельства заставили его жениться
на женщине, которая родила ему пятерых детей. Никто
не имел права сказать дяде Гарри, что ему делать! А
Бог? Насколько нам известно, он никогда не признавал
Его существования.
Нам позвонили и сказали, что он умирает. Приехав в
больницу, мы стали свидетелями ужасной сцены. Мой дядя,
сидя в постели, смотрел прямо перед собой на то, что
было видно только ему одному. Его лицо исказилось от
ужаса. Временами он наклонялся вперед, будто пытаясь
лучше разглядеть то, что так пугало его.
Если одна из его дочерей заходила в комнату, то, увидев
его, она тотчас же выбегала и звала доктора. Сиделки
отказывались оставаться в этой комнате. Что бы там ни
видел мой дядя, его переживания, конечно, отличались
от идеальной модели предсмертных переживаний Моуди.
Я знаю еще один случай, который противоречит идеальной
модели. Первая жена моего отца умерла от заболевания
крови. Отец остался один с двумя маленькими детьми,
кучей неоплаченных счетов и тещей, открыто выражавшей
свои атеистические убеждения и создававшей бесчисленное
количество проблем. Когда дети приходили навестить ее,
она учила их делать то, что отец строго запрещал. Когда
отец женился во второй раз, она настраивала детей против
мачехи. Ситуация была сложнейшей. Но я думаю, что именно
ее насмешки над Богом заставили отца перестать навещать
ее.
В течение нескольких лет отец не поддерживал с ней
никакой связи. Так было до самой ее смерти. Спустя неделю
после похорон один из родственников, которого тревожили
воспоминания, рассказал моему отцу, что перед смертью
она кричала и звала его. Она знала, что отправлялась
в ад. Она говорила, что ей нужно сделать ужасное признание.
Ей нужно было видеть моего отца. Но вся ее семья только
посмеялась над этой затеей и упрямо отказалась позвонить
ему.
Эти предсмертные эпизоды навели меня на мысль, что
важнейший фактор ускользнул от признания Моуди. Затем
я прочла книгу "За вратами смерти" Мориса
Роулингса, доктора медицины, который, как никто другой,
мог писать об этом предмете [4]. Мне было особенно любопытно
узнать, что Роулингс считал недостающим компонентом,
почему во время внимательного "исследования"
идея о суде и аде не принималась в расчет.
Пытаясь привести в сознание напуганного пациента, который
сказал Роулингсу о том, что фактически побывал в аду,
и который упрашивал доктора помолиться вместе с ним
и не позволить ему умереть, Роулингс был вынужден прийти
к выводу, что смерть - это не безболезненное угасание,
как он считал раньше. Он начал читать Библию, чтобы
выяснить, на что похож ад. Он нашел то, что искал, и
даже больше - глубокую личную веру в Библию, в истинность
и реальность Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа.
Начав изучать предсмертные переживания, он удивился,
почему, кроме случаев, где была попытка к самоубийству,
все официально изданные отчеты таких врачей, как Элизабет
Кублер-Росс, Карлис Озис, Элендур Харалдссон и Моуди,
описывали только необычайно приятные переживания. Отсутствие
неприятныех переживаний противоречило тому, что он узнал
из опроса пациентов, которых он лично пытался вернуть
к жизни. Поговорив с другими врачами, он обнаружил,
что и они тоже были свидетелями неприятных переживаний
своих пациентов. Почему же вышеперечисленные исследователи
составляют свои отчеты так однобоко?
Все началось с одного человека, который сказал ему,
что был в аду. Этот пациент четыре раза находился в
состоянии клинической смерти. Один раз он "видел"
свою мать и мачеху в очень красивой долине, освещенной
целым потоком света. Мать этого человека умерла, когда
ему было 15 месяцев. Он никогда не видел даже ее фотографии.
Однако спустя какое-то время он смог выбрать ее фотографию
среди многих других. Он вспоминал и некоторые другие
детали: как он стоял в стороне и наблюдал за тем, как
врачи и медсестры работали над его телом, лежащим на
полу, как доктор попросил их помолиться, и некоторые
подробности других *приятных* переживаний. Ранее, когда
Роулингс просил его вспомнить о том, что он видел в
аду, он удивился. ОН НЕ ПОМНИЛ НИЧЕГО ИЗ ТОГО, ЧТО ОН
ГОВОРИЛ ОБ АДЕ,КОГДА ДВА ДНЯ ТОМУ НАЗАД ЕГО ПРИВЕЛИ
В СОЗНАНИЕ. [5]
Роулингс говорит: "В определенном смысле эти переживания
были настолько пугающими, ужасными и болезненными, что,
находясь в сознании и здравом уме, он не мог вынести
этого. Поэтому они остались где-то очень глубоко в его
подсознании". У него появилась теория: "Если
беседу с пациентом отложить, этого времени может быть
достаточно, чтобы хорошие переживания сохранились в
памяти пациента, а плохие стерлись или забылись".
[6]
Роулингс заявляет о том, что Моуди и другие исследователи,
психиатры, опрашивали пациентов после того, как прошло
какое-то время. Он поступал не так. "Работая кардиологом
с критически больными пациентами в нескольких больницах",
он участвовал в борьбе за жизнь пациента, и все происходило
прямо на его глазах. Он считает, что именно поэтому
ему довелось слышать как о плохих переживаниях, так
и о хороших. Роулингс предполагает, что если бы пациентов
опрашивали, "когда они находятся в тяжелейшем состоянии,
зовут на помощь, и плохие переживания не стерлись из
их памяти, то исследователи сталкивались бы с плохими
переживаниями так же часто, как и с хорошими".[7]
Существует установленный факт, что здравый ум может
подавлять или блокировать пугающие сцены так, чтобы
их невозможно было вспомнить. И если это происходит
с некоторыми пациентами, то этим можно объяснить недостаток
зарегистрированных неприятных переживаний.
Однако вместе с тем мы не можем оставить без внимания
культурные, психологические и физиологические элементы,
присутствующие в предсмертных видениях. Точно так же
мы не можем утверждать, что предсмертные видения - это
подробная картина переживаний, связанных со смертью,
и прожитой жизни. Более того, "предсмертное"
состояние - это не "смерть", не абсолютный
конец. Следовательно, все эти отчеты ничего не доказывают.
Единственное истинное слово о вечном существовании человека,
которым мы обладаем, - это Слово Божие.
Не считая предсмертные переживания доказательством
чего-либо, как пишет Родни Клэпп в Christianity Today,
мы все же должны серьезно рассмотреть все, что связано
с предсмертными переживаниями [8]. Меня больше всего
волнуют те, кто с легкостью пишет о наказании и аде
и при этом легко покупаются на ложную безопасность.
Умирающие люди, видимо, все же заглядывают за "врата
смерти". То, что видят некоторые из них, далеко
не приятно. А что, если бы не было ни одной записи о
таких адских переживаниях? Это неважно. Несмотря ни
на что, слова Павла звучат через века: "Бог верен,
а всякий человек лжив" (Римлянам, 3:4).
Читая в Слове Божьем о том, что "человекам положено
однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9:27) и что
"не покоряющиеся благовествованию Господа нашего
Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели"
(2 Фес. 1:8-9), я прихожу к выводу, что те, кто говорит:
"Я был там и вернулся, оказалось, что совершенно
неважно, как человек живет" - стали жертвами сатанинского
обмана. Не зная о том, что Дьявол может подсунуть нам
подделку, эти пациенты считают, что только Христос мог
явиться им после смерти в образе светлого существа.
Или Бог. К несчастью, многие, кто увлекается чтением
их впечатлений, приходят к такому же выводу. Эта ассоциация
возникает из-за того, что слово "свет" в Писании
часто является символом Бога. Кроме того, Иисус Сам
сказал: "Я свет миру" (Ин. 8:12).
И все же однажды Иисус сказал: "Я отхожу... куда
Я иду, туда вы не можете придти... если не уверуете,
что это Я, то умрете во грехах ваших" (Ин. 8:21-22,
24).
Связано ли это как-нибудь с фигурой, которую описывали
пациенты Моуди? Вряд ли! Независимо от того, как они
ответили на вопрос: "Что ты делал в своей жизни?",
- они чувствовали лишь всеобъемлющую любовь, исходящую
от этого света. Даже когда "открывались их самые
греховные поступки", они настаивали на том, что
это существо, дух, не осуждало их и не проявляло гнева,
а, скорее, относилось к ним "с пониманием и даже
юмором" [9]. Бог есть любовь - это проявилось на
Голгофе. Конечно же, Он понимает наши слабости, - вот
почему Он предлагает нам Свою силу. Однако Он ничего
не гарантирует нам, если мы отвергаем Его любовь. Скорее
наоборот, в Библии четко сказано: "... Он (Бог)
назначил день, в который будет праведно судить вселенную,
посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение
всем, воскресив Его из мертвых" (Деян. 17:31).
Иисус откровенно говорит о том дне, когда Он вынужден
будет сказать: "Идите от Меня, проклятые, в огонь
вечный, уготованный диаволу и ангелам его... и пойдут
сии в муку вечную..." (Матф., 25:41, 46).
Следовательно, утверждать, что Бог с юмором смотрит
на грех или что ад - это просто "получение знаний",
- просто безумие! Проглотить эту ложь - значит позволить
обмануть себя самым гнусным образом.
Так кто же светлое существо в конце тоннеля?
Я не спорю, что в некоторых случаях этим существом
является не кто иной, как Господь Иисус Христос. Те,
кто был с братом моей бабушки, когда он умирал, рассказывали
о том, что последние часы он проводил, беседуя с Иисусом,
и радостно приветствовал дорогих ему людей, которые
умерли до него.
Зная из собственного опыта о том, что Сатана может
притвориться ангелом света, я думаю, что во многих случаях
появляется сам Отец Лжи - он выдает себя за Того, Кто
сказал: "Я свет миру". Стивен Борд говорил:
"Нет ничего удивительного, что старый Люцифер пускается
на этот обман, ведь его имя в буквальном смысле означает
"несущий свет", и в доадамовы времена его
блеск был ослепительным" [10].
Вспомните, как Павел был обеспокоен тем, что христиане
Галатии перешли к "иному благовествованию".
Он предупреждал их, что им не следует слушать, "если
бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать не
то" благовествование Христа (Гал. 1:6-8).
В этом не приходится сомневаться. Эта подделка полностью
отрицает благовествование Христа. Умирающих людей заставляют
поверить в то, что им не нужно покаяние, примирение
с Богом, что им не нужно заботиться и любить других
и обретать знания. Все это как нельзя лучше показывает,
что самозванцем является Сатана. Это та же самая ложь,
к которой Сатана прибегнул для того, чтобы заставить
Еву съесть плод с древа познания. С этим знанием вы
станете подобным Богу, вы можете делать все, что вам
угодно, не боясь суда; вы можете грешить, и вам это
сойдет с рук; вы не умрете. Сатана, принимая вид ангела
света, опутывает человека своей паутиной. Более того,
он не дает человеку возможности узнать Того единственного,
Который может на самом деле избавить его от страха смерти.
Ссылки.
1. Raymond A. Moody, Jr., Life After Life. New York
Bantam, 1976, pp.22, 23.
2. Carol Zaleski, Otherworld Journeys: Accounts of Near-Death
Experiences in Medieval and Modern Times. Oxford University
Press, 1987. Quoted by Rodney Clapp, "Rumours of
Heaven", Christianity Today, October 7, 1988, p.18.
3. Там же, с. 21.
4. Maurice Rawlings, Beyond Death's Door. Nashville:
Thomas Nelson, 1978. Dr. Maurice Rawlings is a specialist
in cardiovascular diseases at the Diagnostic Hospital
in Chattanooga, Tennessee. He is a member of numerous
medical organisations, including the American Heart
Association, the American College of Physicians, the
American College of Chest Physicians, the American College
of Cardiology, and the American Society of Internal
Medicine.
5. Там же, с. 21.
6. Там же, с. 21, 22.
7. Там же, с. 64, 66.
8. Rodney Clapp, "Rumours of Angels", Christianity
Today, October 7, 1988, p.20.
9. Moody, Life after Life, pp. 58, 59, 61.
10. Stephen C. Board, "Light at the End of the
Tunnel", Eternity, July 1977, p.15.
Если у вас возникли вопросы, или вы хотели бы поговорить
более подробно, пишите,
а еще лучше - приходите
к нам на богослужение, после окончания которого мы с
удовольствием пообщаемся с вами и поговорим о том, что
вас интересует.
|