Суть христианства
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
-- Ап. Павел
Здравствуйте!
Честно сказать, это небольшое изложение сути христианства, уже состоявшееся в эпиграфе, задумывалось как
ясное и четкое объяснение того, зачем Христос пришел в этот мир и что Он сделал для каждого из
нас. И я об этом скажу. Но, наверное, вы уже успели внутри себя поставить какой-то щит,
стену, заслон тому, что будет здесь сказано, и как-то просто подсознательно готовы проигнорировать все, что будет несовместимо
с вашими взглядами. И если это так, если есть между нами эта глухая стена (?), - поставленная просто потому, что так жизнь научила, -
то я хотел бы прежде попросить вас снять со своей стены хотя бы ряд-другой кирпичей и услышать другого человека.
Так вот, прежде чем говорить о сути христианства, я хочу сказать немного о том,
чем христианство НЕ является. Оно НЕ является, знаете, религией в том значении этого слова, в котором
его трактует мир, такой очередной религией обрядов. Оно НЕ является религиозно-философской системой -- например, такой,
как буддизм. Оно НЕ является религией добрых дел -- в том понимании, в каком это относится к исламу.
Оно НЕ является строгой системой исполнения определенного числа заповедей, как это мы наблюдаем и в иудаизме, и в исламе.
И тем более, как совершенно верно заметил Александр Мень, христианство НЕ является какой-то новой этикой, которой подобна этика Рерихов. В конце концов, этика хороша
и у многих философов, и для этого им было достаточно лишь признавать (да и то не всегда) существование такого бога,
который запросто помещается в человеческом разуме, затем рассматривается неторопливо со всех сторон и откладывается на полку до
лучших времен, -- бога философии, о котором в крайнем случае можно поболтать со скуки.
Так что же тогда такое христианство?
Это Бог, явленный в максимально возможной для нас полноте -- полноте любви, жизни, света.
Христос, Который в буквальном смысле слова исшел от Бога, воплотился --
"Слово стало плотью", был совершенным Богом и совершенным человеком одновременно,
как написано: "в Нем обитает вся полнота Божества телесно". Тот самый Иешу, имя которого в переводе
означает "Бог спасает", сделал это для того, чтобы -- не пофилософствовать, нет, -- СПАСТИ. Спасти вас и меня.
В Евангелии от Матфея читаем: "...Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". А Иоанн,
любимый ученик Христа, так пишет о нем в своем Евангелии: "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир,
но чтобы мир спасен был через Него". И вот появляется такой вопрос: спасен от ЧЕГО?
Грех -- это не что-то такое отвлеченно-уголовное, не имеющее отношения к вашей
жизни, как, например, убийство.
Грех -- это вполне реальная сила. Это еще и "самая обычная" зависть или ненависть к другому
человеку, ставшая обычной после грехопадения. Уже сын Адама, Каин, становится первым на Земле
убийцей -- убивает своего брата Авеля из-за зависти. Грех -- это вполне реальная сила смерти, ее
жало, сила зла, сила разрушения и всякого хаоса и неустройства. "Как одним человеком грех вошел
в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили",
пишет ап. Павел. Факты -- вещь упрямая: кривая наркомании, алкоголизма, самоубийств с каждым годом растет, и дело
далеко не только в естественном приросте населения. Казалось бы, все хотят как лучше, и каждый
по-своему прав... В чем же дело? Почему человек, даже если и хочет как лучше, все равно все
получается, по меткому выражению одного политика, "как всегда"? Это тоже верхушка айсберга по
имени Грех, -- айсберга зла, который плавает в сердце каждого невозрожденного человека, --
помните Кая и Герду? "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено", --
пророчески замечает Иеремия. Каждый из нас, кто не обратился к Богу сознательно, является таким
Каем. Грех и зло живет в сердце со времен наших прародителей, которые однажды сделали выбор:
жить без Бога. Этот выбор в своей жизни делает каждый из нас. От зла своими силами избавиться
невозможно -- нет у нас сил, и быть не может, даже если человек самосовершенствуется. И более того,
грех властвует над человеком, выбравшим жить по-своему. Почему? Позвольте мне сказать
одну истину:
Поэтому если Бог не освободит человека от рабства греха, то сам человек
никогда не
освободится, не спасется. Иисус сказал: "всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в
доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете".
Иаков, один из учеников Христа, пишет: "Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный
нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены". Тем более никогда
не смогут нас избавить от власти зла культура, религии обрядов, общественные дела, политики...
"Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет..." Как будто про
сегодняшний день, хотя эти слова были написаны более двух с половиной тысяч лет назад.
Без Бога не может быть ни настоящего мира, ни настоящей радости. Бог вечен, свят и неизменен
в Своих определениях зла и добра. Зло всегда будет злом, -- и при жизни человека, и после его
смерти. Рядом с Богом не может находиться ничто нечистое, в противном случае оно просто-напросто
уничтожится, сгорит в пламени Его святости и Его любви.
Бог отделяет все нечистое от Себя еще и потому, что не желает погубить душу и помышляет, как
бы не отвергнуть от Себя и отверженного, читаем мы во 2-й книге Царств в Библии.
Путь к общению с Богом, к освобождению от зла, лежит только через Иисуса Христа. Почему?
Христос сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через
Меня". Совершенно однозначное заявление: кроме Христа, человеку не поможет никто -- ни он сам,
ни его добрые дела, ни великие учителя человечества... И человек, который выбрал не Христа, или
предпочел, чтобы этот выбор сделали за него другие -- друзья ли это, или "великие гуру", или
кто-то еще -- никогда не сможет оказаться с Богом.
Но насколько можно верить самому Иисусу Христу? На основании Его слов
возникает дилемма: или Иисус говорил неправду, или Он говорил правду. Если Христос лгал, значит,
Он тем самым грешил -- и был таким же грешником, как вы и я -- в таком случае, чьей силой Он мог
воскреснуть после смерти в новом, могущественном и прославленном теле и являться в нем многим ученикам?
Сначала -- апостолам, а "потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых
большая часть доныне в живых, а некоторые и почили", как писал ап. Павел христианам Коринфа. Если
же Христос говорил истину про то, что путь к Богу лежит только через Него, то откуда такое неверие?
"Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?"
Да, правда действительно у каждого своя. Но истина -- одна для всех, иначе это есть
не истина -- простое логическое рассуждение. И вот как раз об этой истине и повествует Христос. И эту
истину вам никогда не скажут партнеры по игре в преферанс или политики с экрана телевизора. Эта истина,
как и всякая истина, очень проста и доступна, и поэтому часто верят не ей. Вот она:
В те времена оборот "истинно, истинно" употреблялся как подтверждение того,
что человек говорит полную, абсолютную, верную для всех информацию -- истину.
Христос прямо говорит нам о том, что человек, сделавший сознательный выбор в пользу Бога,
окажется с Богом, потому что справедливый Бог уже заплатил цену за наш грех -- там, на кресте, когда
на Иисуса в одночасье обрушились все грехи каждого из нас. Да, Бог послал Своего Единородного Сына,
самое дорогое, что у Него есть -- послал на казнь, применявшуюся только к негражданам Римской империи, закоренелым
убийцам да беглым рабам... Послал в жертву за мои и ваши грехи. Потому, что Бог, в отличие от нас, людей,
любит нас безусловной любовью и не желает видеть нас в аду! Евангелие от Иоанна, 3:16: "Ибо так
возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь
вечную". И далее, в 18-м стихе: "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал
во имя Единородного Сына Божия". Ад - это не раскаленные сковородки а-ля Данте; ад - это вечное отделение
человека от Бога, когда человек всю вечность мучается наедине со своим злом, от которого он не захотел отказаться в
земной жизни.
Может быть, вы возразите: дескать, ну и что - Иисус был Богом, Ему-де было легко, Он ведь знал, что
ждет Его после смерти, и вполне мог помучиться несколько часов... Но Евангелия рисуют нам совершенно другую
картину того, что испытывал Иисус на самом деле: Его скорбь, молитвы до кровавого пота, Его страдания и лютая смерть...
И ныне, благодаря тому, что сделал Иисус для каждого из нас, Бог готов вас принять такими, какие вы есть, и для этого не
нужно себя заворачивать в разные "обертки" -- Богу это не нужно: "Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек
смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце". Более того,
Бог по своей великой любви
к нам готов дать, и хочет дать, каждому из нас бесценный дар -- вечную жизнь. Не такую жизнь,
прожив которой лет пятьдесят, больше уже не хочется жить, нет -- жизнь в любви, жизнь, которую хочется жить
вечно. Это не означает, что эта жизнь всегда легка, пока мы здесь. И это не значит, что
христиане безгрешны и всегда веселы. Нет, это означает, что у нас есть Тот, на Кого можно надеяться, с
полной уверенностью в том, что Он не подведет. И еще: для новой жизни Бог дает новое, чистое сердце. Это
не красивые слова, это -- действительность, о которой свидетельствуют тысячи, миллионы рожденных свыше, от Бога, христиан (в их числе и автор этих строк).
Сердце, которое свободно от груза прошлых грехов; сердце, в котором отныне живет Бог. С таким сердцем
возможно то, что было невозможно раньше: любить, верить, делать добро. А главное -- Бог дает нам Себя. Человек возрожденный может свободно общаться с Богом, и Он его будет слышать.
"Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.
В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога."
Как же получить эту вечную жизнь? Мы видим в Библии замечательный, полный и
точный ответ: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов;
и получите дар Святого Духа". Да, Сам Бог, сотворивший эту видимую Вселенную с триллионами
триллионов звезд и невидимый духовный мир, поселится в вашем сердце, если вы попросите Его об
этом, искренне раскаявшись перед Ним во всех своих грехах. И Он забудет их раз и навсегда, и
обязательно полностью изменит вашу жизнь, каждый ее день. Нужно только не прекращать общение с
Богом через молитву и чтение Библии и не запрещать Ему производить Свою работу. И конечно же, общаться с другими христианами :)
Вот это и есть суть христианства. Все остальное в христианстве -- это уже
культура. Христианство -- это Бог, протягивающий руку человеку, а не
человек, строящий вавилонскую башню, чтобы дотянуться до Бога. Христианство -- это прощение
грехов и дар вечной жизни, который нельзя своевольно заслужить никакими делами. Христианство -- это Христос.
Сергей Дмитриев
Если у вас возникли вопросы, или вы хотели бы поговорить более подробно, пишите,
а еще лучше - приходите к нам на богослужение, после окончания которого мы с удовольствием пообщаемся с вами и поговорим о том, что вас интересует.
|