Rambler's Top100
На главную страницу
Проповеди
Суть Христианства. Знаете ли Вы, зачем Христос приходил на эту землю?
Почему баптисты? Кто они, откуда и чем отличаются от других христиан?
Духовная и душевная помощь. Если у Вас есть духовные или психологические проблемы...
Фотогалерея
Творчество
Прочее
Ссылки
Как и где нас можно найти
 
 

С большим удовольствием ответим на ваши письма! Пишите нам: churchof@narod.ru

Вы можете оставить о себе добрую память в нашей гостевой книге :)





 

Иудей и окружающий мир.

Читаем Рим. 2:17-29

Эти слова осуждения ап. Павел адресовал иудеям - народу, избранному Богом. Но мы сейчас считаем себя таким же народом и значит слова Павла относятся и к нам.

Особенности, отличающие иудеев от язычников, ап. Павел разделил частицей "и":

1) успокаиваешь себя законом. Иудеи хвалились тем, что из всего мира только им Бог дал Свой закон, т.е. определил правила жизни, предназначенные для блага людей.

2) и хвалишься Богом. Бог открылся через Священное Писание только этому народу и иудеи знали не только качества Бога, но могли иметь с Ним близкие взаимоотношения.

3) ...и знаешь волю Его. Бог не только открыл в Священном Писании Свой характер, но открыл Свои намерения относительно людей: что их ожидает.

4) ...и разу­меешь лучшее. Слово, которое употребляет здесь ап. Павел "диаферонта" переведено здесь как лучшее - превосходная степень (сравните "хорошее" - "лучшее"). Но это греческое слово имеет смысл "лучше вообще не бывает".

5) ...научаясь из закона. Иудеи имели преимущество перед всем остальным миром т.к. пользовались мудростью Божией. И поучались они из закона с раннего детства до смерти. Т.е. они знали правила жизни, которые Бог определил для их блага.

6) И уверен о себе... Конечно, имея Закон Божий (мудрая организация повседневной жизни), зная характер Бога и Его волю по отношению к ним и всему остальному миру иудеи были уверены о себе в том, что они лучше всего остального мира. И не только лучше, но являются путеводителями, светом, наставниками, учителями.

Все перечисленное Павлом было, конечно, лишь повторением того, что утверждали относительно себя сами евреи. Они гордились своим особым духовным положением, столь отличав­шим их от язычников.

Перенося слова ап. Павла на современность можно сказать, что многие из нас согласны с той оценкой, которую иудеи давали себе.

Но посмотрим, как смотрели язычники на иудеев в эпоху Нового Завета.

Они рассматривали иудаизм как "варварское суеверие", вроде того как некоторые в нашей стране относятся к баптистам и сейчас, а иудеев — как "самую отвратительную расу", и как "самое презренное общество рабов". Истоки и происхож­дение иудаизма искажались со злобным невежеством. Говорили, что иудеи были первоначально группой прока­женных, которые были посланы египетским фараоном в песчаные карьеры; и что Моисей собрал эту банду и повёл их через пустыню в Палестину. Говорили, что они поклонялись ослиной голове, потому что в пустыне стадо диких ослов привело их к воде, когда они погибали от жажды. Говорили, что они не употребляют в пищу свиного мяса, потому что свиньи особенно подвержены кожной болезни, называемой чесоткой, и именно от этой болезни страдали иудеи в Египте.

Некоторые иудейские обычаи высмеивались язычниками. Их полное воздержание от свинины вызывало много шуток. Плутарх полагал, что причина этого могла заключаться в том, что иудеи вполне могли почитать свинью как бога. Ювенал объяснял это тем, что свинина представляет для них большую ценность, чем человеческая плоть. Обычай соблюдать субботу рассматривался как чистая лень.

Проводя параллель с современностью можно отметить, что баптистом вменялось (да и теперь отчасти то же) не только приношение детей своему Богу, но и выражение интересов крупной буржуазии (из справочника атеиста 1976 год). Не уточняется какой - ну, наверное, американской.

Однако оставалось не­объяснимым — как бы они ни были непопулярны, иудеи получили, тем не менее, необычайные привилегии от Римского государства.

а) Им было разрешено каждый год перевозить в Иерусалим храмовой налог. Около 60 г. до Р.Х. в Азии сложилось столь серьёзное положение, что был запрещён вывоз денег. И ни одна из подчиненных Риму национальностей не могла переправить собранные ими средства в другую часть империи, например, для помощи голодающим согражданам. Только иудеи имели право перевозить деньги из одной провинции в другую.

б) Им было разрешено, до некоторой степени, иметь свои собственные суды и жить в соответствии с их собствен­ными законами. Существует декрет, изданный правите­лем Луцием Антонием в Азии около 50 г. до Р.Х., в котором было сказано: "Наши иудейские граждане пришли ко мне и сообщили мне, что они имеют свои собственные сборища, которые проводятся по законам их предков, и своё особое место, где они разрешают свои собственные дела и разбирают тяжбы между собой. Когда они попро­сили, чтобы эти обычаи продолжались и далее, я вынес решение, чтобы им было позволено сохранить эти привиле­гии."

в) Римское правительство уважало соблюдение субботы иудеями. Было установлено, что иудей не может быть вызван в субботу на суд для дачи показаний; если насе­лению раздавались особые подачки, и эта раздача выпа­дала на субботу, то иудей имел право потребовать свою долю на следующий день. И, особенно щекотливый вопрос для язычников, иудеи пользовались правом астратеия, то есть были освобождены от несения воинской повинности в римской армии. И это освобождение тоже было связано непосредственно с тем фактом, что строгое соблюдение субботы иудеями, не позволяло им нести военную службу по субботам.

Иудеев обвиняли, однако, в двух вещах.

а) Их обвиняли в безбожии. Древний мир наталкивался на большие трудности, когда нужно было представить себе возможность существования религии без каких-либо изображений почитаемых богов. Историк Плиний Младший называл иудеев "раса, отличающаяся своим презрением ко всем божествам". Ювенал гово­рит следующее: "Они не чтят ничего, кроме облаков и бога неба".

Но дело в том, что антипатия язычников к иудеям развивалась не столько из-за их вероисповедания без образов, сколько из-за их холодного презрения к иным религиям.

Опять обращаясь к современности, мы видим как многие из наших братьев и сестер пренебрежительно относятся к православной вере. Но ведь она доминирует в нашей стране. А кто презирает своих сограждан, не может стать миссионером.

Именно это отвращение к другим было одним из пунктов, занимавших мысли Павла, когда он говорил, что иудеи навлекли плохую славу на имя Божие.

б) Их обвиняли не только в ненависти к своим соплеменникам, но и в необщительности. Тацит сказал о них: "В отношении между собой их честность непреклонна, сострадание просыпается в них быстро, но по отношению к другим людям они проявляют ненависть и вражду".

Тацит говорил, что язычника, обра­щённого в иудаизм, в первую очередь учили делать следующее: "презирать богов, отречься от своей нацио­нальности, отречься от родителей, детей и братьев."

Опять то же самое: презрение определяло основные отношения иудеев к другим людям, а это, естественно, вызывало ненависть в ответ. В основ­ном верно, что иудеи навлекали дурную славу на имя Божие, потому что они замыкались в прочную, но маленькую общину, из которой были исключены все другие, и потому что они презирали язычников из-за их веры и не оказывали милосердия к ним.

Ап. Павел показывает далее в этом послании, что законом оправдаться невозможно, как невозможно и соблюсти его полностью.

Но ведь окружающий иудеев языческий мир, будучи настроен к ним весьма враждебно, пристально следил за ними, замечая малейшие изъяны. Поэтому ап. Павел говорит: "Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?" (ст.21) и далее говорит, что иудеи сами не соблюдают того, что проповедуют. Учтите, что окружающий мир смотрел на иудеев как через лупу и то, что иудеи были в основном честны перечеркивалось тем, что они иногда некоторые из них крали и прелюбодействовали и святотатствовали. Потому язычники и говорили "чем их Бог лучше наших, ведь они такие же, как и мы".

Имя Божие хулится тем, что окружающие, рассматривая очень пристально наше поведение, не видят отличий от своего. Но имея изначально искаженное представление о нас под влиянием всевозможных росказней и зная о наших преимуществах (заступничество вплоть до международного, гуманитарка и пр.) не признают в нас тех, кем Бог заповедал нам быть: путеводителем, светом, наставником, учителем.

И заканчивается эта глава словами (28-29 стихи):

Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;

Но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Этими стихами Павел подво­дит итог всему сказанному в стихах 17-27. Истинного иудея должны отличать не внешние признаки (такие, как ношение филактерий - повязок с цитатами из Священного Писания, молитвы и посты на всеобщее обозрение, уплата десятины или обре­зание). А истинное обрезание не сводится к ритуалу обрезания крайней плоти или принятию водного крещения (как действию единосущному обрезанию). Но настоящим иудеем является тот, кто внутренне таков, и подлинное обреза­ние — то, которое производится в сердце, по духу, а не по букве. В греч. тексте стоит „в духе", как если бы речь шла об обреза­нии, производимом в Духе Святом. Од­нако правильнее понимать это место в том смысле, что обрезание „в сердце" или „сердца" ведет человека, который прежде следовал требованиям Божиего закона чисто внешне, к исполнению этого закона духом. Известно, что многие евреи фор­мально поступали по требованиям закона, однако, сердца их „далеко отсто­яли" от Бога (Ис. 29:13). „Обрезанное сердце" — это сердце, отделенное от мира и посвященное Господу. Истинный иудей получает похвалу не от людей (как фарисеи), но от Бога, Который оценивает людей по их внутренней сущности (ср. Мат. 6:4,6) и „судит... намерения сердеч­ные" (Евр. 4:12).

Истинная религия — это дело открытого сердца и открытых дверей; Иудаизм же был делом закрытого сердца и закрытых дверей.

После этого отрывка нам, может быть, будет понятнее, почему наши домашние не спешат вместе с нами по воскресеньям и почему так мало из приглашенных видим мы в этих стенах.

Резюме.

Иудеи - те же люди, что и мы. Бог хотел, чтобы они были примером - открыты людям и Богу. Но они обособились. Язычники видели, что они не в состоянии соблюсти то, что проповедуют. В сочетании с закрытостью это привело к изоляции и неприязни этой нации.

Hosted by uCoz