Rambler's Top100
На главную страницу
Проповеди
Суть Христианства. Знаете ли Вы, зачем Христос приходил на эту землю?
Почему баптисты? Кто они, откуда и чем отличаются от других христиан?
Духовная и душевная помощь. Если у Вас есть духовные или психологические проблемы...
Фотогалерея
Творчество
Прочее
Ссылки
Как и где нас можно найти
 
 

С большим удовольствием ответим на ваши письма! Пишите нам: churchof@narod.ru

Вы можете оставить о себе добрую память в нашей гостевой книге :)





 

ПРИРОДА ГРЕХА

Читаем Быт 3:1-7:

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете,

5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

1 Иоан 2:6:

16 Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

Сегодня мы поговорим о природе греха.

Ветхий Завет дает нам перечисление того, что народу Божиему делать было нельзя. Но к этим "нельзя" учителя закона постоянно добавляли свои "нельзя" применительно к мелким житейским ситуациям. За время от Моисея до Христа этих "нельзя" набралось так много, что они составляли толстые книги.

В Новом Завете список "нельзя" намного меньше. Они перечислены в Рим 1:29-31 и Гал 5:19-21 - всего 6 стихов. Но и сегодня к этому списку добавились толкования братьев о юбках, сережках, песнопениях, правилах общения между братьями и сестрами и т.д. Как похоже наше представление о грехе на эти бесконечные "нельзя".

Но еще в Ветхом Завете несколько раз говорится, что исполнить закон полностью не в состоянии ни один человек. Например, Ездра (3 Ездр 8:35) говорит: "Поистине, нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы." И ап. Павел соглашается с ним: "как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного." (Рим 3:10-12)

Если мы будем только лишь следовать букве закона, то мы споткнемся. "Ах, посмотрел вслед красивой девушке - согрешил прелюбодеянием". Или "Ах, посмотрел интересный фильм - хорошо ли это для верующего?".

А может ли вообще в принципе человек жить без греха? Может быть Бог требует от человека невозможного?

Совершенство творения.

Мы знаем, что Бог создал этот мир совершенным: “И увидел Бог все, что создал, и вот, хорошо весьма.” (Быт 1:31). И эти слова принадлежат не какому-либо человеку. Даже сейчас, когда этот мир лежит во зле, мы можем восхищаться совершенством созданного Богом мира, но это оценка Самого Бога!

Человек создан для высшего предназначения. “Чело-век” - разум для вечности, он создан по образу и подобию Божию. Но Бог есть Дух, а человек есть духовное существо, живущее в материальном теле. В 1 Фес 5:23 говорится и тройственности природы человека: дух, душа и тело. По Библейскому представлению под телом понимается не только сочетание тканей и костей, но и все, что обеспечивает жизнедеятельность организма: мозг, нервная, кровеносная, лимфатическая система и многое другое. Душа человека подобна душе живой, которая есть и у животных (Быт 1:20,24). Это то, что превращает набор химических элементов в живое существо. И, наконец, Дух делает человека Богоподобным существом, имеющим общение с Богом-Духом и имеющим духовные ценности и стремления. Не путать с тем, что в мире принято называть духовным - искусство, культуру, знания и т.д. Это с точки зрения Библии не духовные, а душевные произведения человеческой культуры.

И этот дух был в Адаме от его сотворения. Забегая вперед, можно сказать, что значением слова "смерть" является отделение (разделение). Когда Адам и Ева согрешили, они не умерли физически - душа жизни не отделилась от тела, но Дух Божий отделился от них - они умерли духовно.

Таким образом, наличие Духа Божиего отличает человека от всех других земных тварей. Насколько мы будем наполнены Духом Божиим - зависит от нас. Кто-то отводит Ему лишь небольшое место, а кто-то позволяет Духу обладать всем. Но это тема освящения и сегодня мы говорить об этом не будем.

Значит, в принципе человек может жить без греха, но обязательным условием этого является наполненность Духом Божиим.

А зачем вообще Бог дал людям Свой закон?

Запрет (закон) - необходимость при наличии свободы выбора.

Рай был прекрасен и всего один запрет дал людям Бог: не есть от дерева познания добра и зла. (Быт. 2:17). Это был первый закон, по которому (как и любому другому) можно все, кроме того, что оговорено в законе. Закон является критерием послушания. “Законом познается грех” (Рим 3:20б) и в другом месте “Но я не иначе узнал грех, как посредством закона” (Рим 7:7б). Закон определяет, что делать нельзя и грозящее наказание: “ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт 2:17Б) - сказал Бог Адаму.

Человек всегда стоит перед выбором: делать ему так как говорит Бог или как ему самому кажется лучшим (а в это время диавол еще что-то нашептывает) и случается то, что выбрал человек. К сожалению, человек чаще всего выбирает грех. Что было бы, если бы Ева прогнала змея и не вкусила от запретного плода мы можем только догадываться.

А почему именно дерево познания добра и зла? Некоторые богословы видят в этом дереве что-то сверхъестественное, что лишило человека его бессмертной природы. Но мне кажется, что в этом дереве не было ничего необычного. Бог с таким же успехом мог сказать: "не купайтесь в этом озере" или "не влезайте на эту гору", а сатана подталкивал бы их искупаться или влезть. Не сами вещи важны, но послушание или непослушание.

Человек согрешил и на земле появились смерть, болезни, войны и т.д. Возмездие за грех - смерть. Бог определил человеку вечную жизнь, но человек потерял ее, он был наказан за грех.

Еще одна очень важная потеря: Человек имеет цель, определенную для него Богом - быть властелином над землей и всем живым на ней - (Быт 1:28Б): “и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле”. Но эта власть человека должна была опираться на власть и разум Бога. Человек, согрешив, потерял прямую связь с Богом, а вместе с этим потерял и свою власть над природой. Этой властью завладел диавол. Но тот, кто восстановил свои отношения с Богом, будет иметь рай - Царство Божие.

Но произошло то, что произошло, и за грех Адама и Евы Бог проклял землю.

Свобода выбора для отличия добрых дел по любви и по принуждению.

А зачем Бог даровал человеку свободу выбора. Мнение о том, что, если Бог добр, то зачем Он создал зло, не выдерживает логических аргументов. Если бы Бог “запрограммировал” человека только на добро, то отличить “добро”, делаемое человеком по принуждению от добра по совести было бы невозможно, хотя ясно, что эти типы добра резко контрастны по “качеству”. Например, забота о старых - дело благородное, но если я возьму палку и погоню вас в дом престарелых, чтобы вы там ухаживали за стариками, то какое чувство будет в ваших сердцах?

Поэтому свобода выбора нужна для отличия добрых дел по любви и по принуждению.

Бог есть любовь” (1 Ин 4:8). Он ориентирован на добро, но не потому, что так “запрограммирован”, а потому, что на то Его суверенная воля и того же Он ждет от людей. Бог поступил мудро, создав человека, восприимчивого как к добру, так и ко злу и дав ему ВОЛЮ ДЛЯ СВОБОДЫ ВЫБОРА. Знаменитый немецкий монах Пелагий (360 - ок.418) в “Послании к Демитриаде” очень ясно и четко говорит об этом: “Наделив человека и той и другой возможностью, Он, собственно, сотворил так, что тот поступает как хочет, дабы способный к добру и злу, имел он по природе своей две возможности и по своей воле склонялся бы к одному или же другому. Иначе не по собственному побуждению сотворит он добро, если он не может равным образом избрать также и зло.”

Таким образом, Бог ожидает от человека добровольного подчинения Его воле. Если есть принуждение, то это не от Бога.

Это было вступление, из которого мы узнали что жизнь без греха для человека принципиально заложена Богом при сотворении. Но Бог также наделил человека свободой выбора, без которой любовь невозможна, а лишь принуждение. А раз есть свобода выбора, значит должен быть и критерий верности или неверности - закон.

Для того чтобы бороться с грехом надо знать его источник.

Откуда в человеке грех?

А) Кто виноват: диавол, Адам с Евой или наша природа?

Когда я был начинающим христианином и читал христианские книги, у меня сложилось впечатление, что во всех грехах человеческих виноват один только диавол, а все люди расплачиваются за грех своих прародителей Адама и Евы. И у меня возникает вопрос: “А почему я лично или только что родившийся ребенок должны расплачиваться за этот грех?” Не должен ведь один человек отвечать за грех другого. А только что родившееся маленькое создание должно ли страдать за то, что его пра-пра-пра дедушка Адам и пра-пра-пра бабушка Ева согрешили, пусть даже пред самим Богом? Он ведь только что родился и ни одного греховного поступка не сделал. Такое наказание можно назвать даже жестоким.

Б) Три источника греха в мирском человеке.

Итак, какие же три составные части греха я увидел в человеке? За основу я возьму уже прочитанный сегодня стих 1 Иоанна 2:16: “Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)”.

И, конечно, я буду проводить параллель с историей грехопадения из Бытие 3:1-7.

Начнем мы с понятия "похоть плоти" - как это понимать.

Библия говорит о тройственности человека (дух, душа и тело - 1 Фес 5:23). Мы уже коснулись сегодня этой темы, говоря о смерти духовной Адама и Евы. Но разбирать взаимоотношения Духа и души сразу, пожалуй, сложно. Поэтому я предлагаю начать с более простого представления, как рассматривают человека материалисты.

Подчеркиваю, что здесь я не говорю о каком-то новом богословском учении, а лишь об упрощенном представлении природы человека. Потом я вернусь к этому учению с критикой.

Тройственность человека с точки зрения материалистической науки.

а) Плоть, чувства, разум.

Итак, каким образом представляют человека материалисты? Они представляют его в виде трех составляющих: плоть, разум и чувства. Эти три части, которые вместе составляют целое, именуют они человеком.

- Плоть.

Это наше тело, в котором есть кости, мышцы и всевозможные органы: печень, почки, кровеносная, лимфатическая система, нервная система, мозг. Это то, что, как говорит Библия, из праха взято и в прах возвратится.

- Чувства.

У человека есть органы чувств: осязание, обаяние, слух, зрение, вкус, которые считаются основными. Эти органы чувств несут нам ИНФОРМАЦИЮ о внешнем МАТЕРИАЛЬНОМ мире, и о наших внутренних органах. Мы ощущаем прикосновения кожей, слышим ушами, видим глазами, ощущаем вкус ртом, запах носом. Кроме того, наша нервная система позволяет нам ощущать чувство голода, блаженство, боль, влечение к противоположному полу. Это более сложные ощущения, но все равно они возникают под действием нервных рецепторов, являющихся частью нашего тела.

- Разум.

Все органы чувств доставляют информацию в мозг, где живет наш разум.

Вообще, разум - это самая неведомая для материалистов часть человека. Человек обладает творческими способностями, способен к познанию не только под действием органов чувств (я не думаю, что кто-то возьмет горячую головешку вторично), но и под действием информации, получаемой через органы чувств, но являющейся опытом других людей (человек не возьмет горячую головешку не потому, что уже пробовал ее брать, а потому что видел как ее брал другой (информация получена непосредственно от своих органов чувств), или прочитал из книг к чему это может привести (т.е. осмыслил некий набор символов - букв, и на основании этого осмысления приобрел жизненный опыт). Человек способен любить, размышлять о вечности и понимать свою ответственность перед семьей, обществом, Богом.

И Бог и диавол чаще всего не действуют на наши чувства или тело непосредственно, но действуют на разум. Наш разум управляет всеми процессами нашего “Я”, как плоти, так и чувств и общения с Богом.

Теперь рассмотрим взаимосвязь чувств и разума.

б). Кто ведущий? Похоть плоти.

Для того, чтобы понять, откуда же берется грех, давайте рассмотрим крайность, которая в чистом виде встречается очень редко.

- Чувства берут верх над разумом - похоть плоти.

Человеком управляют его чувства, а контроль со стороны разума отсутствует. В этом случае если человек хочет есть (а это вполне естественное желание), то он может за тарелку супа отдать все что угодно (как Исав продал свое первородство Иакову за тарелку чечевичной похлебки). А дальше это “Я хочу” может завести человека очень далеко: “хочу попробовать вино”, “хочу попробовать наркотик”, “ты мне не указ, что хочу, то и делаю”... Хочу обратить ваше внимание на то, что здесь речь идет только об удовлетворении своих плотских желаний, подогреваемых органами чувств. Слова "я хочу послужить Господу" или "я хочу помочь ближнему", хотя и начинаются с тех же слов, но выражают желание не взять, а дать.

Чем же такой человек отличается от животного? Ведь животные руководствуются только собственными инстинктами и желаниями, даже когда они живут в стаде. Екклисиаст сказал о таких людях 3:18-21 - “Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные”.

Увы! Это основной вариант существования людей ВСЕХ времен и ВСЕХ народов. Почему “увы” объяснять, надеюсь, не нужно? Эти два слова: "Я хочу!" являются источником ВСЕХ смертных грехов человечества. В девизе "Я хочу!" ясно видно НАПРАВЛЕНИЕ желания — Я (плоть) “работает” на СЕБЯ и только на СЕБЯ! Все другое (НЕ - Я) для нее ВРАГ! Она составляет с чувствами замкнутый круг, заставляя их приносить ей удовлетворение своему ХОТЕНИЮ, а чувства “подыгрывают” ей, разжигая еще больше это ХОТЕНИЕ. Мало того! Когда лидирует этот тандем, он подминает, порабощает и РАЗУМ и ДУХ, используя их для удовлетворения своих желаний.

А как в Библии отражен этот факт? Когда змей обольстил жену Адама: “И увидела жена (зрение), что дерево хорошо для пищи (вкус), и что оно приятно для глаз (зрение) и вожделенно (ощущения)..” (Бытие 3:6). Т.е. в ответ на искушение чувства Евы взыграли и взяли верх над разумом.

А ведь пока змей не обратил внимание Евы на это дерево оно было для нее безразлично. Она довольствовалась тем, что позволил Бог. И это было достаточно долго - диавол успел побыть херувимом осеняющим в раю Божием, успел возгордиться и был низринут на землю. Все это Ева видела. Но когда диавол указал Еве на это дерево, она вдруг увидела, что дерево хорошо для пищи (вкуснее других) и приятно для глаз (красивее других) и вожделенно (как, наверное, наполнился слюной ее рот). И в разуме ее родились слова: “Я хочу!!!”

- РАЗУМ подчиняет ЧУВСТВА.

Другой вариант - когда разум контролирует чувства. Это тот вариант, когда человек может сдержать свои чувства, и о таком человеке говорят, что он поступает разумно.

Материалисты считают, что человек может и должен жить своим разумом, контролировать свои чувства. Они указывают путь достижения этого через улучшение условий жизни, развитие науки и искусства, улучшение воспитания. И хотя за всю историю человечества людей, желавших контролировать свои чувства, было не столь уж много, да и те были в основном христианами, такой путь может дать некоторые результаты на некоторое время. Наше социалистическое общество сочетало в себе принцип воспитания (в духе социалистической морали, которая была в основном списана с Библии) и наказания (морального через пионерскую, комсомольскую, партийную организацию и административного - через местком, профком и вышестоящего начальника). Пока эти механизмы работали, общество держалось на каком-то (достаточно низком) уровне морали. Почему “низком”? Да потому, что с трибуны проповедовалось одно - “не укради”, а бытовая мораль утверждала другое - “не украдешь, не проживешь”. Это приводило к раздвоенности сознания. На словах люди признавали моральные ценности, но им не следовали. Однако, в те времена обиженная жена могла пожаловаться в партком (если муж был коммунистом) или местком и надеялась на то, что мужа “проработают”.

Но стоило “тормозам” ослабнуть, как от этой морали не осталось ничего. Эта мораль была продуктом человеческой деятельности и основывалась на осуждении другого (соринка в чужом глазу всегда виднее бревна в собственном). Материалисты совершенно не учитывали духовную суть как самого человека, так Бога и диавола.

В) Новорожденный

А теперь вернемся к тому новорожденному, о котором я упоминал. Что мы видим у него при появлении его в нашем бренном мире? ПЛОТЬ и ЧУВСТВА у него ЕСТЬ (даны готовые!), а вот РАЗУМ — БУДЕТ! РАЗУМ ему дан как глина, из которой еще что-то НУЖНО слепить! Именно НУЖНО! Плоть “тянет одеяло на себя” (Я ХОЧУ!), а девизом РАЗУМА является — Я ДОЛЖЕН! и при этом делать не когда-нибудь, а СЕЙЧАС, сразу! Ибо очень просто сказать: “С завтрашнего дня я брошу курить или перестану пить”, но гораздо сложнее: “я сейчас отказываюсь от приглашения повеселиться в хмельной компании”.

Конечно, мы знаем, что воспитание и вся окружающая обстановка сильно влияют на формирование личности ребенка. Недаром в Пр 1:8: "Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей", а в Пр 13:34: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его." Так строго в Библии говорится о воспитании детей, особенно мальчиков. Но это не сегодняшняя тема.

г) Грехи плоти.

А какие грехи плоти мы знаем? Обжорство, пьянство, наркомания, сексуальная распущенность, отчасти меломания, телевизионная и диванная болезнь. Они возникают от неразумности человека, ставящего запросы своей плоти выше разума. Это грехи, если можно так выразиться, самого низкого, животного, или как говорит Библия, плотского уровня. И человек, если он решился следовать за Христом, должен в первую очередь избавиться от них. Потому что есть еще две группы грехов - это похоть очей и гордость житейская.

Исповедание - путь избавления от грехов.

Бог показывает нам путь избавления от наших грехов - исповедание. В греческом это слово звучит "хомологио" и на русский переводится как "признаться, согласиться". Об этом говорит нам 1 Ин 1:9 - "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды."

Для того, чтобы осознать грешны мы или нет, нужно на свою жизнь, на свои поступки смотреть глазами Иисуса Христа, который пострадал за все наши грехи. Грех будет исповедан, когда вы взглянете на него глазами страдающего Христа и переоцените ваши действия.

Неисповеданный грех продолжает жить в сердце, поэтому очень важно каждый грех назвать по имени и переосмыслить ваши действия и отношение к нему. Грех должен быть осознан, исповедан, прощен и оставлен. Прощение и оставление греха - эти две вещи Писание не разделяет.

Общее пение "Грех победить о желаешь ли ты"

Hosted by uCoz